Конституционный смысл «Устава Страны Казахов» Б. Сырттанулы (С.Б. Алашинского)
Просмотры: 194 / Загрузок PDF: 143
DOI:
https://doi.org/10.32523/2616-6844-2023-144-3-29-41Ключевые слова:
Устав страны казахов, образец конституции, конституционализм, доминион, республика, парламентаризм, права человека, равноправие женщин, независимость суда, неприкосновенностьАннотация
В начале ХХ века в Казахской степи существовали два направления национально-освободительного движения, представители которых по-разному оценивали возможные пути освобождения казахского народа от колониальной зависимости. Национально-религиозная интеллигенция отдавала предпочтение исламизации населения в семье мусульманских народов России, которая как мощная сплоченная религиозная сила будет способна разорвать цепи колониальной зависимости и привести народы к свободе и независимости.
Другое направление национально-освободительного движения представлено так называемыми «западниками» - передовой национальной интеллигенцией, вобравшей в себя идеи и ценности европейской гуманитарной и демократической культуры.
Идейные основания и постулаты этих течений принципиально отличались, хотя их конечная цель – освобождение народа от колониальной зависимости, была одна.
В укреплении основ идеологии «западников» ключевую роль сыграли очерк по истории казахов А.Н. Букейхана «Киргизы» и разработанный Б. Сырттанулы «Устав Страны Казахов» по инициативе первого. При этом в очерке А. Букейхана обозначены земли, исконно населяемые казахами, а в «Уставе Страны Казахов» представлена конституционная модель парламентской республики, юрисдикция которой должна быть распространена на эту территорию. Тем самым предельные границы проживания казахов должны были стать государственными границами Республики Страны Казахов.