Некоторые аспекты правового регулирования высшего образования в странах Европейского Союза как положительный опыт в процессе интернационализации и развитии международных университетов в Казахстане
Просмотры: 129 / Загрузок PDF: 195
DOI:
https://doi.org/10.32523/2616-6844-2023-143-2-170-181Ключевые слова:
правовое регулирование, законодательство в сфере высшего образования, международный университет, международный договор, качество образования, интернационализация образования, интеграция системы образования, Европейский союзАннотация
В статье проведено исследование основ законодательства некоторых стран Европейского Союза (ЕС) в сфере вузовского и послевузовского образования, рассмотрены правовая политика и опыт этих стран по реализации нормативных правовых актов, в результате чего сделан вывод о том, что в целом законодательство отдельных стран ЕС однородно и направлено на интернационализацию, межкультурное сотрудничество и повышение качества высшего образования. Вместе с тем, мотивы для процессов интернационализации, ведущих к появлению университетов международного уровня, и проведения их в жизнь различаются в зависимости от типа университета и национальной системы, в которой он функционирует, поскольку европейские страны неоднородны по своим экономическим, территориальным, культурным и другим аспектам. По этой причине представляется необходимым провести изучение законодательства стран ЕС с учетом классификации государств по территориальному и экономическому масштабу с учетом более позднего присоединения некоторых восточноевропейских стран к ЕС. В статье показано прямое и опосредствованное влияние опыта передовых стран ЕС в сфере высшего образования на возникновение и развитие международных университетов с участием Республики Казахстан. Позитивный опыт и законодательная база стран ЕС ускорили процессы интернационализации, перехода на трехуровневую модель, укрепили тенденции международного сотрудничества в обеспечении качества образования, межкультурного обмена и мобильности обучающихся и преподавателей международных университетов.