Современное развитие технологий искусственного интеллекта и проблемы правового регулирования профилирования и таргетированной рекламы в Казахстане
Просмотры: 11 / Загрузок PDF: 10
DOI:
https://doi.org/10.32523/2616-6844-2025-150-1-77-97Ключевые слова:
качество закона, профилирование, профайлинг, таргетированная реклама, персональные данные, GDPR, анонимность, идентификация, автоматизированная обработка данных, искусственный интеллектАннотация
В 2023 году в Казахстане был принят Закон «Об онлайн-платформах и онлайн-рекламе», основной целью которого является регулирование рекламы в интернете. Закон не в полной мере защищает персональные данные при профилировании и таргетированной рекламе, ограничиваясь общими нормами законодательства о защите персональных данных. Более того, казахстанские законы ясно не регулируют автоматизированный сбор, анализ и обработку данных, которые составляют основу профайлинга, микротаргетинга и технологий искусственного интеллекта.
В статье сравниваются казахстанские и европейские нормы профилирования и таргетированной рекламы. Рассматриваются мнения западных ученых о том, как профилирование и таргетированная реклама вторгаются в частную жизнь, автономию и свободу человека и представляют угрозу другим основным правам и свободам личности. В статье критически оценивается отсутствие адекватного регулирования профилирования и таргетированной рекламы в казахстанском законодательстве о защите персональных данных.
Сравнительный анализ проблемы с европейским законодательством приводит к выводу, что казахстанским законодателям следует учитывать широту и глубину права на неприкосновенность частной жизни и его связь с другими правами и свободами. Стране необходим качественный закон, защищающий персональные данные при профилировании и таргетированной рекламе, предусматривающий четкие обязанности владельцев и операторов баз персональных данных.