Конституционное правосудие как принцип верховенства права
Просмотры: 43 / Загрузок PDF: 10
DOI:
https://doi.org/10.32523/2616-6844-2025-151-2-88-100Ключевые слова:
конституция, конституционное право, верховенство права, принципы, законность, равенство, доступностьАннотация
Целью статьи является осмысление конституционного правосудия как необходимого условия и обеспечительного принципа формирования в Республике Казахстан правового пространства, обеспечивающего верховенство права и демократизацию общественных отношений за счет внедрения механизма контроля за действием положений Конституции, доказавшем свою эффективность в мировой практике развития конституционного процесса. В статье рассмотрены проблемы, связанные с осмыслением содержательных основ принципа верховенства права; проведен анализ состояния процесса использования принципа в деятельности Конституционного суда Республики Казахстан.
Методы исследования. В процессе работы над статьей автор опирался на методологию конституционно-правовой науки, в основе которой лежат принцип диалектического познания конституционных процессов в их взаимосвязи с институциональным обеспечением конституционализма. Для раскрытия поднятых в статье проблем использовались системный метод познания, логический метод, а также метод системно-структурного анализа нормативно-правовых актов.
Результаты исследования. Верховенство права является сложносоставной правовой реалией, системой взаимосвязанных элементов, в которой отсутствие одного из них делает невозможным функционирование всей системы. Осуществляя конституционное правосудие, Конституционный Суд РК способствует обеспечению конституционной законности, а наличие конституционного правосудия следует считать одним из основных принципов обеспечения верховенства права на территории страны.
Выводы. Обязательное существование конституционного правосудия в Республике Казахстан следует рассматривать как главный принцип обеспечения верховенства права, принимая позицию, в соответствии с которой фундаментальное значение Основного Закона состоит в его способности обеспечивать развитие и функционирование национальных законодательств на основе положений Конституции, когда само данное «соответствие» нуждается в контроле со стороны органов конституционной юстиции.